Департамент ГАИ МВД Украины инициирует реформы в процедуре регистрации автотранспорта, основные принципы которой содержатся в обнародованном проекте постановления Кабинета Министров Украины. Согласно ему ГАИ снимает с себя функции контроля за уплатой штрафов, обязательных платежей и перестанет требовать акт оценки автомобиля, другими словами, в МРЭО будут лишь выполнять техническую функцию регистрации и перерегистрации автотранспорта, а контроль за платежами в бюджет, хотят с себя полностью снять.
Как сообщили AUTO-Consulting в департаменте ГАИ МВД Украины, такая реформа стала продолжением работы по разделению полномочий и концентрации усилий только свойственных функциях, которые должна выполнять ГАИ. Контроль за уплатой в бюджет - это не функция ГАИ.
Что же таит в себе реформа регистрации автотранспорта?
В Украине ставили, снимали на учет автомобили согласно "Порядку державної реєстрації (перереєстрації), зняття з обліку автомобілів, автобусів, а також самохідних машин, сконструйованих на шасі автомобілів, мотоциклів усіх типів, марок і моделей, причепів, напівпричепів, мотоколясок, інших прирівняних до них транспортних засобів та мопедів", принятого Кабмином еще в 1998 году.
В новой редакции этого Порядка предлагается:
1. Исключить из перечня функций ГАИ при регистрации контроль за уплатой сборов (обязательных платежей), а ограничиться только контролем за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, установленным требованием стандартов;
2. При регистрации не нужно будет предъявлять оценку стоимости автомобиля, которую могли проводить лишь лицензированные оценщики. В МРЭО хотят вовсе отказаться от контроля за стоимостью автомобилей.
3. Задолженность по штрафам за нарушение ПДД теперь не будет основанием для отказа в операции снятия с учета автомобиля.
4. Проще станет зарегистрировать конфискованный автомобиль, к которому теперь не нужно будет иметь целый ворох документов, как это предполагалось в предыдущей редакции;
5. Также ГАИ намерена отказаться от проверок экспертами новых автомобилей на предмет их соответствия конструкции и техсостояния. Теперь такие авто в МРЭО могут не осматривать.
6. Но самое главное, что ГАИ не будет проводить временную регистрацию, с выдачей временных номеров и техпаспорта. Соответствующий пункт вообще предлагается удалить, хотя подтверждение из других регионов все-таки будут запрашивать.
7. Значительно упростится регистрация авто, прибывающих из-за границы, вместе с гражданами, которые прибывают на постоянное место жительство в Украину или в виде наследства. Теперь нет необходимости визировать документы на автомобиль в посольствах и консульствах.
8. Оформить переоборудование транспортного средства на предприятиях, возможно будет только при наличии у такой организации свидетельства о согласовании конструкции тс, выданного двумя организациями в Украине.
9. ГАИ снимает с себя обязательство автоматически снимать с учета транспортные средства, которые пять и более лет не проходили техосмотр. Остальные положения в регистрации сохранились в неизменном виде.
Очевидно, что в ГАИ готовятся к отмене техосомотра и, приводят нормативную базу в соответствии с новыми реалиями. Понятно, что если частные авто освободят от техосомотра, а у ГАИ останется функция контроля за платежами в бюджет, то спрашивать за недопоступления в бюджет будут с ГАИ, в то время, как у нее не будет рычагов влиять на оплату платежей.
В данном проекте революционной есть отмена обязательной оценки стоимости автомобиля, с которой уплачивается налог с доходов физических лиц, хотя в самом Налоговом Кодексе пункт о такой оценке остался.
В AUTO-Consulting отмечают, что это пока всего лишь проект, в который еще могут быть внесены изменения. Например, здесь вообще не отражены вопросы регистрации кредитных автомобилей, хотя именно из-за изменения процедуры регистрации таких авто (перестали ставить отметку "Кредит") банки опасаются всплеска мошенничества. Формально, сейчас можно беспрепятственно снять с учета в МРЭО кредитный автомобиль без такой отметки и продать его.