В Украине продаются устройства, которые с помощью электромагнитного поля якобы уменьшают расход топлива.
Журналисты Сегодня решили разобраться, так могут ли такие устройства обеспечить заявленный результат, или это просто автомобильный «развод».
Магнитный активатор представляет из себя магнит, который крепится на топливопроводе. По словам продавцов, когда бензин или дизель проходит через создаваемое девайсом электромагнитное поле, молекулы топлива «рассеиваются» и «упорядочиваются». Это приводит к тому, что топливо горит лучше, а двигатель автомобиля якобы потребляет его на 10—30% меньше.
Принцип работы
Независимые испытания магнитных активаторов топлива производила несколько лет назад немецкая организация ADAC. Вердикт неутешительный: сокращения потребления топлива не было зафиксировано даже на долю процента. По мнению немецких экспертов, описанный механизм не может работать в принципе. Дело в том, что теплотворность топлива, которая, по мнению продавцов, должна меняться, зависит лишь от количества атомов углерода и водорода: как ни меняй порядок движения молекул с помощью магнитного поля, по своему составу горючее вещество не изменится, соответственно, гореть иначе не будет. Возможно изменение характеристик двигателя лишь в одном случае — при изменении состава горючей смеси в цилиндрах.
Как химические присадки влияют на расход топлива
Дело в том, что само по себе топливо не горит — для этого во всех двигателях внутреннего сгорания оно смешивается с окислителем (кислородом) в строго определенных соотношениях. Смесь со стандартным содержанием кислорода (на 1 кг паров бензина приходится 15 кг воздуха) принято называть нормальной — мощность двигателя достаточно высока при неплохой экономичности. Если уменьшить поступление воздуха, то смесь обогатится (бензином), автомобиль прибавит на 15—20% мощности (сгорая в цилиндрах самым быстро, создает максимальное давление на поршни), однако ощутимо ухудшается экономичность двигателя. А для достижения высокой экономичности в смесь добавляют больше воздуха — расход сразу же становится минимальным, но ценой снижения мощности на 8—10%.
Несмотря на то, что даже в теории такой прибор оказывать какое-либо воздействие на топливо неспособен, многие автовладельцы пишут на форумах, что после установки магнитного активатора автомобиль действительно стал потреблять меньше. В чем же дело?
Эффект плацебо
При личном общении с каждым из таких автомобилистов выяснилось, что установщики чудо-приборов оказывались ребятами не только хитрыми, но и технически грамотными. Так, Виктор С. из Луганска рассказал журналистам, что перед установкой ему сразу сообщили: нужно «настроить» автомобиль, естественно, за дополнительную плату. Так, ему перебрали карбюратор, отрегулировали зажигание и зазоры в клапанах, сменили масло, свечи, а напоследок прочитали лекцию об экономичном вождении. А уже после этого установили прибор. «Да, автомобиль стал потреблять на 10% меньше, — пишет Виктор, — но у меня ощущение, что после проведения всех подготовительных процедур он бы и так потреблял меньше. Но доказать настоящую причинно-следственную связь не удалось». То есть — как в сказке: каша из топора может получиться вкусной, но только если варить этот топор вместе с крупой и маслом. Однако Виктору еще повезло — ему хоть автомобиль привели в порядок, хотя и с переплатой за ненужное устройство. В большинстве же случаев речь идет о так называемом эффекте плацебо. Человек, наслушавшись рассказов о том, что должен быть эффект, сам его ищет и... находит. Признать же, что тебя надули, как минимум обидно.
Кстати, для самовнушения время есть: мошенники обещают, что снижение расхода топлива возникнет не сразу, а через 3—4 тыс. километров (через несколько месяцев).
Продавцы всевозможных активаторов показали журналистам целый набор сертификатов и патентов на свой товар. Мол, «если не верите нам, поверьте документам».
Дело в том, что в таких случаях заказчик теста сам определяет свойства, которые нужно проверить. Так, можно получить сертификат на устройство под названием «Волшебная палочка», подтверждающий, что «палочка» соответствует стандартам качества по заявленным характеристикам цвета, качеству материала и соответствует заданным производителем геометрическим размерам. А исполняет ли она желания — никого не волнует. Кстати, если в организации, выпускающей прибор, сертифицированы бизнес-процессы, то на продукт абсолютно законно еще и прицепят значок «ISO». Наличие патента также ни о чем не говорит — это не всегда означает работоспособность самого изобретения, а патентные бюро завалены псевдонаучными изобретениями. Например, в РФ в 2006-м году был запатентован новый способ установления факта смерти человека — по принадлежащей ему вещи. И уж тем более вообще ничего не означает то, что в основе принципа работы лежит разработка Нобелевских лауреатов.
|