Он указывает, что такие действия инспекторов являются превышением власти и служебных полномочий, ответственность за это предусмотрена в ст. 365 УК Украины.
По словам эксперта, в случае таких действий нужно жаловаться в прокуратуру.
В принятых изменениях в законодательство, которые вступят в силу в средине августа, прописано, что частные легковые автомобили не подлежат обязательному техническому контролю. То есть проводить техническую проверку представители ГАИ могут, но только в случае, если водитель или владелец такого автомобиля сам этого желает.
Если ГАИ будет останавливать автомобили и направлять их на платную проверку, то это будет нарушением ст. 17 закона "О защите прав потребителей" (запрещает принуждение к приобретению ненужных товаров и услуг) и ст. 9 закона "О защите от недобросовестной конкуренции" (запрещает принудительный ассортимент услуг).
Если же проверка на дорогах будет бесплатной, то нарушается антимонопольное законодательство, поскольку на частных СТО такие услуги предоставляются за деньги, а ГАИ оказывает их бесплатно, что является недобросовестной конкуренцией.
И в действующем законодательстве, и в том, которое должно вступить в силу в августе, требования к техническому состоянию автомобилей одинаковы: они прописаны в Правилах дорожного движения.
Существует перечень неисправностей, при которых водитель не имеет права ехать дальше своим ходом (только на буксире либо на эвакуаторе).
Так, водители не имеют права продолжать движение, если у них: тормозная система или рулевое управление не дают возможности остановить авто или осуществить маневр во время езды с минимальной скоростью; в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных огней; если во время дождя или снегопада не включены стеклоочистители со стороны руля.
Сотрудник ГАИ имеет право выявить дефекты авто по внешним признакам. В случае их обнаружения инспектор обязан остановить машину и составить протокол.